Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными
возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по
тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное
образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда
в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей
общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам
успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые
образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления
дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с
особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в
образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это
сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная
политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных
отношений в образовании.
Инклюзивное
образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без
инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые
образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную
поддержку.
В соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными
условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания
и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально
оборудованных помещений для проведения практических занятий,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека
приспособлена для использования инвалидами, но не для лиц с ограниченными
возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортзал не
приспособлен для использования инвалидами и лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Ссылка:
Федеральный институт педагогических измерений
Ссылка:
Интерактивные курсы на Учи.ру
Ссылка:
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов
у детей и молодежи «Альтаир»
Ссылка:
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников
"Проектория"
Ссылка:
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Ссылка:
Федеральный институт педагогических измерений
Ссылка:
Интерактивные курсы на Учи.ру
Ссылка:
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов
у детей и молодежи «Альтаир»
Ссылка:
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников
"Проектория"
Ссылка:
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования